Рабочая группа Совета Федерации по мониторингу реализации законодатель- ства в области энергетики, энергосбережения и повы- шения энергетической эффективности.
Информационные партнеры

В Москве прошел круглый стол «Политика в сфере платежей в ЖКХ: как снизить нагрузку на население и повысить эффективность отрасли»

В Москве прошел круглый стол «Политика в сфере платежей в ЖКХ: как снизить нагрузку на население и повысить эффективность отрасли»
20.07.2015

В Москве прошел круглый стол «Политика в сфере платежей в ЖКХ: как снизить нагрузку на население и повысить эффективность отрасли»

Проблема неплатежей является ключевой в сфере ЖКХ. К такому выводу пришли в среду, 24 июня, участники круглого стола «Политика в сфере платежей в ЖКХ: как снизить нагрузку на население и повысить эффективность отрасли», организованного Либеральной платформой «Единой России», передает ER.RU.

В документах к круглому столу отмечается, что в мае этого года задолженность потребителей за жилищно-коммунальные услуги впервые превысила отметку в 1 трлн. рублей. Все процессы в отрасли взаимосвязаны, рост неплатежей серьезно угрожает финансовой устойчивости всех участников рынка и может привести к изношенности инфраструктуры, а, следовательно, и к снижению надежности поставки энергоресурсов.

Для решения проблемы неплатежей Минэнерго России предложило поправки в законодательство Российской Федерации, предусматривающие рост пени с 8,25% годовых до 23% годовых от неуплаченных сумм. Однако эти меры не решат проблему до тех пор, пока все обязательства по оплате (вместе с пени) не будут возникать у потребителя непосредственно перед поставщиками ресурсов, а не перед посредниками – управляющими организациями и ТСЖ, одни из которых воспринимают работу с коммунальными платежами как возможность наживы и поле для махинаций, а другие – как непрофильную деятельность, приводящую к несоразмерным рискам и убыткам.

Организаторы круглого стола отмечают, что необходимо в корне поменять нынешнюю ситуацию, когда добросовестные плательщики (которых большинство) не получают полного объема услуг, управляющие компании – рискуют собственной выручкой и не имеют возможности системно развивать свой бизнес, а ресурсоснабжающие организации – не получают своевременной оплаты за поставленный ресурс и вынуждены списывать долги при каждой смене управляющей организации. При этом недобор денег одного периода либо приводит к снижению качества услуг, либо закладывается в тариф на следующий период. В итоге добросовестные плательщики начинают оплачивать услуги за недобросовестных.

Как заявил в ходе круглого стола председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный, вопрос ужесточать для населения меры за неуплату или не ужесточать имеет большое значение. «Единая Россия» предложила не ужесточать те условия, которые есть. Необходимо решать вопрос на уровне ТСЖ и управляющих компаний. Ужесточать требования к населению, которые платят сейчас достаточно хорошо, неправильно», - сказал он.

В документах к круглому столу отмечается, что для решения проблемы предлагается изменить статус управляющих организация и ТСЖ в процессе поставки коммунальных ресурсов. Вместо статуса перепродавцов управляющим организациям и ТСЖ предлагается стать профессиональными представителями собственников помещений многоквартирного дома, и заключать договоры с РСО от имени и за счет конкретных потребителей. При этом УК и ТСЖ будут также как и ранее решать в интересах жителей общие задачи: съем показаний общедомового прибора учета, выявления фактов нарушения качества поставки ресурсов и т.д. Но ответственность за своевременную оплату поставленного в дом коммунального ресурса потребители будут нести уже напрямую перед РСО, так как это по факту происходит сейчас для газоснабжения и в большинстве случае для электроснабжения. Среди преимуществ такой модели - ограждение рынка от недобросовестных УК, стабилизация работы добросовестных УК и РСО. Недостаток – возможность распада единого платежного документа.

Завальный на заседании обратил внимание на то, что существует не столько нежелание потребителей платить, сколько откровенно мошеннические схемы. Депутат напомнил, что в Госдуме рассматривается проект закона о борьбе с неплатежами, направленный против подобных схем. «Рекомендации, данные в ходе сегодняшнего кругло стола, будут учитываться при его доработке», - подчеркнул он.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева отметила, что неплатежи в сфере ЖКХ продолжают расти. «Общая задолженность потребителей за коммунальные услуги - более 1 трлн руб. Задолженность за газ составляет 163 млрд руб. Данные цифры превышают все объемы ежегодных инвестиций, и ставят ряд компаний на грань выживания», - заметила она.

Тем не менее, санкции для неплатильщиков стали камнем преткновения, вызвавшим споры. «Долг граждан составляет всего 10-12% в общем объеме задолженностей. Платежную дисциплину, конечно, надо укреплять, но нужно и понимать, что корень проблем находится в самой цепочке платежей», - подчеркнула Николаева.

Она добавила, что правильное решение было найдено. «Драматический рост неплатежей остановлен. У нас больше нет резких повышений платы больше чем на уровень инфляции – на 15-20%», - напомнила парламентарий.

Позицию министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России озвучила заместитель директора Департамента - начальник отдела жилищного хозяйства Минстроя Олеся Лещенко. Министерство, по ее словам, считает необходимым повышение платежной дисциплины и ответственности за неплатежы. «Иначе результата мы не добьемся», - сказала она.

Координатор Либеральной платформы «Единой России», председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин обратил внимание на то, что сфера ЖКХ сегодня демонстрирует множество положительных моментов в развитии. «В России начинает формироваться активность гражданского общества в сфере ЖКХ. Появляются институты представительства жильцов. Формируется сложная система собственности – 80% собственности сегодня принадлежит индивидуальным собственникам», - отметил он.

«Тема ЖКХ является социальной, но механизмы решения проблем в ней находятся в области либерализма. В сферу необходимо внедрять технические инновации и защищать интересы тех лиц, которые занимаются внедрением данных инноваций, - добавил координатор платформы. - Либеральная платформа в рамках своей работы старается находить оптимальные механизмы решений в сфере ЖКХ. Часть из них внедряется в практику».

Он обратил внимание, что положительные примеры развития сферы ЖКХ можно наблюдать в отдельных городах. «Это Норильск. Владимир и Суздаль», - привел примеры Плигин.

Подводя итоги заседания, круглого стола пообещали продолжить работу над решениями проблем в сфере ЖКХ, добавив, что в дальнейшем готовы вернуться к дискуссии.

Более подробную информацию Вы можете узнать по телефону + 7 903 718 56 16 (Прохорова Елена Валерьевна) или отправив запрос на press@inop.ru


Приложение

Повышение ответственности за неплатежи в коммунальной сфере и переход на прямые договоры позволят повысить инвестиционную привлекательность отрасли ЖКХ и стабилизировать тарифы

В мае этого года задолженность потребителей за жилищно-коммунальные услуги впервые превысила отметку в 1 трлн. рублей. Все процессы в отрасли взаимосвязаны, рост неплатежей серьезно угрожает финансовой устойчивости всех участников рынка и может привести к изношенности инфраструктуры, а, следовательно, и к снижению надежности поставки энергоресурсов.

Сегодня в энергетике сложилась ситуация, когда 77% граждан исправно платят за услуги, еще 11% граждан оплачивают свои счета в течение трех месяцев после наступления даты платежа, 7% — в течение полугода, еще 2,5% _ граждане, вообще не признающие своей обязанности оплачивать услуги ЖКХ. Всего лишь 2,5% граждан действительно находятся в тяжелой жизненной ситуации и просто не могут оплачивать счета. Из-за неплатежей физлиц электроэнергетика получает кассовых разрывов на 10 млрд. рублей кассовых разрывов и вынуждена платить в качестве процентов за кредитование еще порядка 2 млрд. рублей в год. Столько же приходится на «безнадежную» задолженность, которую не удастся взыскать.

Гораздо серьезнее обстоят дела в жилищно-коммунальной сфере – ввести ограничения на подачу тепла и воды практически невозможно. Это приводит к тому, что отрасль сталкивается с еще большими кассовыми разрывами. В платежке 60–80% — доля коммунальных платежей, еще 20–40% — жилищная услуга. В текущей модели рынка чтобы закрыть все свои обязательства по «коммуналке» перед ресурсоснабжающими организациями (РСО), управляющие компании вынуждены пользоваться средствами, внесеными в оплату жилищных услуг. После расчета с РСО у УК остается зачастую менее 50% средств на выполнение своей непосредственной функции — обслуживание жилищного фонда.

Для решения проблемы неплатежей Минэнерго России предложило поправки в законодательство Российской Федерации, предусматривающие рост пени с 8,25% годовых до 23% годовых от неуплаченных сумм. Однако эти меры не решат проблему до тех пор, пока все обязательства по оплате (вместе с пени) не будут возникать у потребителя непосредственно перед поставщиками ресурсов, а не перед посредниками – управляющими организациями и ТСЖ, одни из которых воспринимают работу с коммунальными платежами как возможность наживы и поле для махинаций, а другие – как непрофильную деятельность, приводящую к несоразмерным рискам и убыткам.

Необходимо в корне поменять нынешнюю ситуацию, когда добросовестные плательщики (которых большинство) не получают полного объема услуг, УК – рискуют собственной выручкой и не имеют возможности системно развивать свой бизнес, а РСО – не получают своевременной оплаты за поставленный ресурс и вынуждены списывать долги при каждой смене управляющей организации. При этом недобор денег одного периода либо приводит к снижению качества услуг, либо закладывается в тариф на следующий период. В итоге добросовестные плательщики начинают оплачивать услуги за недобросовестных.

Для решения проблемы предлагается изменить статус управляющих организация и ТСЖ в процессе поставки коммунальных ресурсов. Вместо статуса перепродавцов управляющим организациям и ТСЖ предлагается стать профессиональными представителями собственников помещений многоквартирного дома, и заключать договоры с РСО от имени и за счет конкретных потребителей. При этом УК и ТСЖ будут также как и ранее решать в интересах жителей общие задачи: съем показаний общедомового прибора учета, выявления фактов нарушения качества поставки ресурсов и т.д. Но ответственность за своевременную оплату поставленного в дом коммунального ресурса потребители будут нести уже напрямую перед РСО, так как это по факту происходит сейчас для газоснабжения и в большинстве случае для электроснабжения. Среди преимуществ такой модели - ограждение рынка от недобросовестных УК, стабилизация работы добросовестных УК и РСО. Недостаток – возможность распада единого платежного документа.

Так ли это? Поможет ли изменение схемы отношений повысить платежную дисциплину и привлечь инвестиции в отрасль? Займутся ли управляющие компании тем, для чего они созданы, — непосредственно управлением жилищным фондом, и сосредоточатся ли РСО на модернизации инфраструктуры в предлагаемой модели рынка? Повысится ли качество услуг в ЖКХ? Могут ли предлагаемые меры повлиять на прозрачность и стабилизацию тарифов в отрасли в целом?

Эти вопросы предлагается обсудить на круглом столе «Политика в сфере платежей в ЖКХ: как снизить нагрузку на население и повысить эффективность отрасли»



 
«При использовании материалов ссылка на обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры